Астраханский музей – заповедник в годы Великой Отечественной войны

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник – старейший из региональных музеев России. История его создания и развития началась в 1837 году. Сегодня музей включает в себя 14 филиалов: 5 из них расположены в Астрахани, 9 – в районах области.

Свое главное предназначение – сохранение историко-культурного наследия – музей старался выполнять даже в годы ВеликойОтечественной войны.

В 1941 году в Астрахани действовали Краеведческий музей и Музей обороны им. С.М. Кирова. В августе того же года ихобъединили в одно учреждение, утвердив директором общественного деятеля Петра Усачева, который ранее руководил Музеемобороны.

Сохранились его письма бывшему коллеге. «Наш музей 30 июля мы закрыли совсем. Все его экспонаты и имущество сохранили втрех комнатах, включая и кабинет С.М. Кирова. Всю остальную площадь освободили. Окрсовет, Осавиохим и Аэроклуб выехалираньше. Окрсовет в помещение Краеведческого музея, Аэроклуб в нижний этаж дома Партактива. В нашем доме будет, какговорят, Эвакгоспиталь. Вот сегодня 3 августа, но пока дом пустой», – писал Усачев.

Уже в сентябре музеи закрыли. В октябре 1941 на имя заместителя народного комиссариата просвещения поступилораспоряжение о передаче имеющихся в фондах музея экспонатов – одежда, валенки, шапки – в действующую армию. Хранителюмузея А.П. Крюкову предписывалось в течение 3-х дней подготовить сведения о наличии цветного и черного металла, а такжео наличии других материалов оборонного значения.

Несмотря на консервацию музейных фондов, сотрудники продолжали вести научно-просветительскую деятельность. Они выезжалив села области, привлекали школьников к летней краеведческой работе.

В конце 1942 года отдел пропаганды и агитации окружкома Всесоюзной коммунистической партии большевиков решилвосстановить объединенный музей для поддержки боевого духа людей.

К концу войны его посетили свыше 20 тысяч человек.

Сотрудники музеев активно пополняли фонды, вели реставрационные работы, просветительскую деятельность, готовили печатнуюпродукцию. В привычное довоенное русло их музейная деятельность вернулась лишь в 1946 году.